Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Северобайкальский
Центр развития ребенка - детский сад «Золотой ключик»»
(МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик»)
СОГЛАСОВАНО
Общим собрание работников
МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик»
(протокол от 31.08.2021 № 4а)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик»
_________О.Г.Наполовой
№ 131а(1) от 06.09.2021г.
СОГЛАСОВАНЫ
Родительским комитетом
МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик»
(протокол от 02.09.2021 № 3)
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки, принятия и утверждении локальных нормативных
актов муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Северобайкальский Центр развития ребенка –
детский сад «Золотой ключик»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и принятия локальных
нормативных актов Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Северобайкальский Центр развития ребенка – детский сад «Золотой
ключик» (далее - Положение) определяет основные требования к процедуре
разработки локальных нормативных актов Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Северобайкальский Центр развития
ребенка – детский сад «Золотой ключик» (далее - МАДОУ).
1.2. Положение устанавливает единые требования к нормативным локальным
актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу,
внесению изменении и отмене.
1.3. Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и в исполнение
законодательства РФ: Федерального Закона № 273 от 29.12.2012 г «Об
образовании в Российской Федерации», Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №
1155 Трудового кодекса РФ (ТКРФ), устава МАДОУ.
1.4. Локальные акты МАДОУ действует только в пределах детского сада и не
могут регулировать отношения вне еѐ.
1.5. Настоящее Положение является нормативным локальным актом МАДОУ и
обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
1.6. Локальные акты издаются по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности в МАДОУ в том числе по
вопросам, регламентирующим правила приема обучающихся, режим занятий
обучающихся, порядок и основания перевода, и отчисления и восстановления
обучающихся, порядок оформления возникновения и прекращения отношений
между
образовательной
организацией
и
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
1
1.7. Нормы локальных актов, ухудшающие положение обучающихся или
работников
МАДОУ
по
сравнению
с
положением,
установленным
законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с
нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене.
1.8. Локальные акты МАДОУ утрачивают силу (полностью или в отдельной
части) в следующих случаях:
вступление в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим
силу;
вступление в силу локального акта большей юридической силы, нормы
которого противоречат положениям данного локального акта;
признание судом или иным уполномоченным органом государственной
власти
локального
акта
МАДОУ
противоречащим
действующему
законодательству.
1.9. Локальный акт МАДОУ, утративший силу, не подлежит исполнению.
1.10. Оформление локальных актов выполняется в соответствии с Инструкцией по
делопроизводству в учреждении.
2. Цели и задачи
2.1. Целями и задачами настоящего Положение являются:
•
создание единой и согласованной системы локальных актов МАДОУ;
•
обеспечение принципа законности в нормотворческой деятельности МАДОУ;
•
совершенствование процесса подготовки, оформления, принятия и реализации
локальных актов;
•
предотвращение
дублирования
регулирования
общественных
и
образовательных отношений в МАДОУ.
3.
Виды локальных актов
3.1. В соответствии с уставом деятельность МАДОУ регламентируется
следующими видами локальных актов: положения, решения, инструкции,
должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных
актов не является исчерпывающим.
3.2. Локальные акты МАДОУ классифицируются по группам в
соответствии с компетенцией детского сада.
4.
Порядок подготовки локальных актов
В МАДОУ устанавливается следующий порядок подготовки локальных
актов:
4.1. Проекты локальных актов разрабатываются по решению директора,
коллегиальных органов управления МАДОУ в соответствии с их компетенцией.
Основанием для подготовки локального акта могут также являться
изменения в законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых
нормативных правовых актов).
4.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой
работников по поручению директора, а также коллегиальным органом МАДОУ,
2
который выступил с соответствующей инициативой.
4.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных
и иных нормативных актов, локальных актов МАДОУ, регламентирующих те
вопросы, которые предполагается отразить в проекте нового акта, и на этой основе
выбор его вида, содержания и представление его в письменной форме.
4.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений
собраний, педсоветов, органов самоуправления, положений, правил) должна
основываться на результатах анализа основных сторон деятельности МАДОУ,
тенденций ее развития и сложившейся ситуации.
4.5. Проект локального акта подлежит обязательной правовой экспертизе и
проверке на литературную грамотность, которые проводятся МАДОУ,
самостоятельно либо с участием привлеченных специалистов. Локальный акт, не
прошедший правовую экспертизу, не подлежит рассмотрению и принятию.
4.6. Проект локального акта может быть представлен на обсуждение
общественности. Формы представления для публичного обсуждения могут быть
различными:
- размещение проекта локального акта на информационном стенде в месте,
доступном для всеобщего обозрения,
- в специальном разделе на официальном сайте образовательной организации
в сети «Интернет»,
- направление проекта заинтересованным лицам,
- проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением
проекта локального акта и т.д.
4.7. Прием поправок, рекомендаций и предложений осуществляет в течение
10 рабочих дней по электронной почте, указанной при размещении текста проекта
акта на сайте Образовательной организации, либо в письменном виде.
4.8. В установленных законодательством случаях проект локального акта
передается на согласование и принятие:
- Общему собранию работников - локальные акты, содержащие нормы
трудового права;
- Педагогическому совету - локальные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения;
- Родительский комитет - локальные акты, затрагивающие права
воспитанников. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих
права обучающихся и работников МАДОУ, учитывается мнение Родительского
комитета, а также представительных органов работников;
- Наблюдательному совету - локальные акты, затрагивающие решение
отдельных вопросов по управлению Образовательной организацией;
- Совету учреждения - локальные акты, содержащие вопросы управления
МАДОУ и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и
законные интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).
5.
Порядок учета мнения органов самоуправления при принятии
локальных актов
5.1. При принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся и
3
работников МАДОУ, учитывается мнение коллегиальных органов МАДОУ:
- Наблюдательного совета;
- Совета учреждения;
- Педагогического совета;
- Родительского комитета;
- и представительного органа МАДОУ (при наличие).
5.2. Порядок учѐта мнения при принятии локальных нормативных актов с
представительным органом родительской общественности несовершеннолетних
обучающихся:
5.2.1. МАДОУ разрабатывает и утверждает локальные нормативные акты
по основным вопросам осуществления образовательной деятельности, в том числе
регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся,
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений
между детским садом и родителями (законными представителями) обучающихся и
др.
5.2.2. Проекты локальных нормативных актов, затрагивающие права
обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться по
следующим направлениям:
1)
разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся;
2)
создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья
обучающихся;
3)
создание необходимых условий питания обучающихся;
4)
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и
воспитания
возрастным,
психофизическим
особенностям,
склонностям,
способностям, интересам и потребностям обучающихся;
5)
создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся,
присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся;
6)
соблюдение прав и свобод обучающихся и их родителей (законных
представителей) и др.
5.1.4. Директор МАДОУ направляет в Родительский комитет проект
локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся с
сопроводительным письмом (приложение 1).
5.1.5. Родительский комитет не позднее десяти рабочих дней со дня
получения проекта локального нормативного акта направляет руководителю
мнение по проекту в письменной форме (приложение 2).
5.1.6. В случае, если мнение Родительского комитета содержит согласие, то
директор утверждает локальный нормативный акт.
5.1.7. В случае, если мнение Родительского комитета не содержит согласия с
проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его
совершенствованию, директор может:
согласиться с ним;
и (или) внести необходимые корректировки в проект локального
нормативного акта по мнению членов Родительского комитета;
либо обязан в течение десяти рабочих дней после получения мнения
4
провести дополнительные консультации с Родительским комитетом в целях
достижения взаимоприемлемого решения.
5.1.8. В случае если мнение Родительского комитета не поступило в
письменной форме директору в указанный пунктом 2.4. срок, директор повторно
направляет проект локального нормативного акта, затрагивающего права
обучающихся в Родительский комитет с сопроводительным письмом (приложение
1).
5.1.9. В случае если мнение Родительского комитета повторно не поступило
в письменной форме директору в указанный пунктом 2.4. срок, директор обязан в
течение десяти рабочих дней провести дополнительные консультации с
Родительским комитетом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
5.1.10.
В случае возникновения конфликта интересов родителей
(законных
представителей)
обучающихся
при
несоблюдении
или
недобросовестном соблюдении законодательства в сфере образования, присмотра и
ухода за детьми дошкольного возраста, локальных нормативных актов, споры и
конфликты урегулируются комиссией по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений, созданной в МАДОУ. Деятельность
данной комиссии регулируется Положением о комиссии по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений.
5.2. Порядок учѐта мнения при принятии локальных нормативных актов с
коллегиальными органами МАДОУ (Педагогический совет, Общее собрание
работников):
5.3.1. Педагогический совет является коллегиальным органом МАДОУ и
действует на основе положения. Педагогический совет разрабатывает, обсуждает и
принимает проекты локальных нормативных актов по основным вопросам
осуществления воспитательно-образовательного процесса, в том числе
затрагивающие права обучающихся и их родителей (законных представителей),
педагогических работников (образовательная программа, рабочие программы,
годовой план, режим занятий, календарный учебный график и другие локальные
нормативные акты и документы).
5.3.2. Общее собрание работников является коллегиальным органом
МАДОУ и действует согласно положению. Общее собрание работников
разрабатывает и принимает проекты локальных актов, затрагивающие права
работников МАДОУ и нормы трудового права (Правила внутреннего трудового
распорядка, Коллективный договор и другие локальные акты).
5.3.3. Проекты локальных актов, затрагивающие права участников
образовательных отношений, готовятся отдельным работником или группой
работников по поручению директора.
5.3.4. Подготовка проекта локального акта включает в себя изучение
законодательных и иных нормативных актов, локальных актов МАДОУ,
регламентирующих те вопросы, которые предполагается отразить в проекте нового
акта, и на этой основе выбор его вида, содержания и представление его в
письменной форме. Подготовка проекта локального акта проходит в течение 10
рабочих дней.
5.3.4. Проект локального акта подлежит обязательному согласованию с
5
директором в течение 5 рабочих дней. В случае не согласования директором
проекта локального акта, данный проект отправляется на доработку. В течение 10
рабочих дней проект локального акта дорабатывается и согласовывается с
директором в установленном порядке.
5.3.5. Согласованный с директором проект локального акта должен быть
представлен на обсуждение Педагогического совета или Общего собрания
работников. В случае если мнение коллегиальных органов содержит согласие, то в
решении заседаний коллегиальных органов отмечается, что данный локальный акт
принят, затем директор утверждает локальный нормативный акт.
5.3.6. В случае если мнение Педагогического совета или Общего собрания
работников не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо
содержит предложения по его совершенствованию, руководитель может:
согласиться с ними и (или) внести необходимые корректировки в проект
локального нормативного акта по мнению членов Педагогического совета или
Общего собрания работников.
5.3.7. После внесения изменений и доработки проекта локального акта в
течение 10 рабочих дней директор снова обязан ознакомить с проектом локального
нормативного акта коллегиальные органы управления МАДОУ. В случае
возникновения конфликта интересов педагогических и иных работников при
осуществлении им профессиональной деятельности споры и конфликты
урегулируются комиссией по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений (далее - комиссия), созданной в МАДОУ.
6.
Порядок принятия и утверждения локального акта
6.1. Порядок принятия решений коллегиальными органами управления
МАДОУ, регламентирован соответствующими положениями коллегиальных
органов управления. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие
положение работников по сравнению с трудовым законодательством,
коллективным договором, соглашениями, а также локальные акты, принятые с
нарушением порядка учета мнения представительного органа работников.
6.2. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается
директором. Процедура утверждения оформляется либо подписью, либо приказом
руководителя МАДОУ.
6.3. Локальный акт вступает в силу с момента, указанного в нем, либо, в
случае отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты
принятия данного локального акта.
6.4. Датой принятия локального акта, требующего утверждения
руководителем МАДОУ, является дата такого утверждения.
6.5. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение
работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным
договором, соглашениями, а также локальные акты, принятые с нарушением
порядка учета мнения представительного органа работников.
6.6. Локальный акт вступает в силу с момента утверждения руководителем
МАДОУ.
6.7. Ознакомление участников образовательных отношений с локальными
6
актами.
6.7.1 После утверждения локального акта проводится процедура
ознакомления с ним участников образовательных отношений, на которых
распространяются положения данного локального акта. Ознакомление с локальным
актом оформляется в виде росписи ознакомляемых лиц с указанием даты
ознакомления либо на самом локальном акте, либо на отдельном листе
ознакомления, прилагаемым к нему, либо в отдельном журнале.
6.7.2 При приеме на работу (до подписания трудового договора) работники
МАДОУ индивидуально знакомятся под личную роспись с локальными актами,
непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
6.7.3 Работники МАДОУ знакомятся с локальными актами, принимаемыми в
МАДОУ на общем собрании работников, педагогическом совете и индивидуально.
Подтверждением факта ознакомления работников с локальными актами является
подпись работника в приказе, локальном акте или журнале.
6.7.4 Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
локальными актами осуществляется до подписания Договора об образовании.
6.7.5 Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
локальными актами, принимаемыми в детском саду после подписания Договора об
образовании, осуществляется путем размещения:
- копий локальных актов в течение 10 рабочих дней после их утверждения на
официальном сайте МАДОУ в сети «Интернет» и на информационном стенде
МАДОУ;
- а также в ходе проведения родительских собраний в каждой возрастной
группе.
7. Оформление локального акта
7.1. Оформление локального акта выполняется в соответствии с
требованиями Инструкции по делопроизводству МАДОУ. При этом:
- структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы
правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия
локального акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения
нормативного характера в преамбулу не включаются;
- нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые
нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут
подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую
нумерацию.
7.2. Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы,
которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки
7.3. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то
они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие
пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
7.4. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию
страниц.
7.5. Локальный акт излагается на государственном языке РФ и должен
соответствовать литературным нормам.
7
7.6. В локальных актах даются определения вводимых юридических,
технических и других специальных терминов, если они не являются
общеизвестными и неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации
и региональном законодательстве.
7.7. Не допускается переписывание с законов. При необходимости это
делается в отсылочной форме.
8. Основные требования к локальным актам
Локальные акты МАДОУ должны соответствовать следующим требованиям:
8.1. Положение должно содержать следующие обязательные реквизиты: его
наименование,
гриф: утверждено,
согласовано
или
принято;
текст,
соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения.
8.2. Правила и порядок должны содержать следующие обязательные
реквизиты: его наименование, грифы принятия или согласования и утверждения;
текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения.
8.3. Инструкции должны содержать следующие обязательные реквизиты:
его наименование; грифы принятия или согласования и утверждения; текст,
соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения;
регистрационный номер.
8.4. Решения должны содержать следующие обязательные реквизиты: дату
принятия, текст, должность, фамилию, инициалы и подпись лица, принявшего
решение, оттиск печати.
8.5. Приказы директора должны содержать следующие обязательные
реквизиты: его наименование; место и дату принятия, регистрационный номер,
текст, должность, фамилию, инициалы и подпись директора. Приказы и
распоряжения выполняются на бланке МАДОУ.
8.6. Протоколы и акты должны содержать следующие обязательные
реквизиты: место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст,
содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых
определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных
фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или
принимавших участие в составлении протокола или акта.
8.7. Методические
рекомендации
должны содержать следующие
обязательные реквизиты: место и дату принятия, его наименование, текст,
соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид,
наименование и дату принятия правил или инструкций, нормы которых
разъясняются, конкретизируются или
детализируются
методическими
рекомендациями;
должность, фамилия, инициалы лица (лиц), составивших методические
рекомендации.
8.8.
Программы и планы должны содержать следующие обязательные
реквизиты: место и дату принятия, наименование и текст локального акта,
соответствующие его наименованию.
8.9.
Должностная инструкция работника должна содержать следующие
разделы: общие положения; основные задачи, права, предоставляемые работнику и
8
его обязанности; взаимодействия; ответственность за некачественное и
несвоевременное выполнение (неисполнение) обязанностей, предусмотренных
должностной инструкцией; требования к работнику. При разработке должностных
инструкций работников рекомендуется руководствоваться:
- Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №
761н (зарегистрирован Минюст РФ от 06.10.10 г. рег.№ 186338), с изменениями,
внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 31.05.2011 г. №448н (зарегистрирован Минюст РФ 01.07. 2011 г. рег.№ 21240);
- Квалификационным
справочником
должностей
руководителей,
специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от
21.08.1998 г. №37 ( в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 14 марта 2011 г.
№194);
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования в РФ;
- Профессиональным стандартом педагогического работника, утвержденным
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
«18» октября 2013 г. № 544н Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель,
учитель).
8.10. При подготовке локальных актов, регулирующих социально - трудовые
отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и
др.) следует руководствоваться рекомендациями о них.
8.11. Среди локальных актов МАДОУ высшую юридическую силу имеет
устав. Поэтому принимаемые в МАДОУ локальные акты не должны противоречить
его уставу.
9.
Порядок внесения изменения и дополнений в локальные акты
9.1. В действующие в МАДОУ локальные акты могут быть внесены
изменения и дополнения в следующих случаях:
- реорганизация либо изменение структуры МАДОУ, которое влечет за
собой изменение наименования либо задач и направлений деятельности;
- изменение законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия,
муниципального образования «город Северобайкальск».
9.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты МАДОУ
определяется в самих локальных актах. В остальных случаях изменения и
дополнения осуществляются в следующем порядке:
- внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке,
установленном в локальном нормативном акте, на основании которого вносятся
изменения;
- изменения и дополнения в локальные акты: правила, инструкции,
программы, планы, постановления, решения, приказы и распоряжения
9
заведующего, вносятся путем издания приказа о внесении изменений или
дополнений в локальный нормативный акт;
- изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с
коллегиальными органами вносятся путем издания приказа заведующего о
внесении изменений или дополнений в локальный акт с предварительным
получением от него согласия.
9.3. Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты,
указанной в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный
нормативный акт.
9.4. Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и
акты, методические рекомендации, акты о признании локальных актов
утратившими силу, не вносятся.
10. Отмена локального акта
10.1. Основаниями для отмены локального акта МАДОУ являются:
- истечение срока действия. Если при разработке локального акта был
определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный
нормативный акт автоматически утрачивает силу;
- отмена (признание утратившим силу) данного локального акта либо
отдельных его положений другим локальным нормативным актом при изменениях
в законодательстве. Локальный акт, ранее регулировавший правоотношения,
прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
- вступление в силу закона или другого нормативного правового акта,
содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда
указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по
сравнению с действовавшим локальным актом.
10.2. Отмена локального акта в связи с утратой силы производится приказом
директора МАДОУ.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение подлежит обязательному согласованию с
коллегиальным органом МАДОУ.
11.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения директором.
11.3. Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения о
локальных актах.
11.4. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом
МАДОУ и иными локальными нормативными актами МАДОУ.
10