Охрана прав детства
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам
ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных
в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь,
понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление
возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно
в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации
уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан
международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из
преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18
лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и
нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком
независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое
право: на воспитание, на
развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества
Для создания и развития механизма
реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и
гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов –
Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об
образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы
семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового
гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком
посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют
глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12«Права и
обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно
закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на
жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое
мнение».
В целях «создания правовых,
социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов
ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей,
нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных
и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети,
жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и
которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры
защиты (ст. 19), а также устанавливает:
· обеспечение в максимально
возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
· защиту от произвольного или
незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь
и репутацию (ст. 16);
· обеспечение мер по борьбе с
болезнями и недоеданием (ст. 24);
· признание права каждого
ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития (ст. 24);
· защиту ребенка от
сексуального посягательства (ст. 34);
· защиту ребенка от других
форм жестокого обращения (ст. 37);
· меры помощи ребенку,
явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
· за совершение физического и
сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
· за преступление против
семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
· право ребенка на уважение его
человеческого достоинства (ст. 54);
· право ребенка на защиту и
обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст.
56);
· меру «лишение родительских прав»
как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
· немедленное отбирание ребенка при
непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во
всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»
(ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников
за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или
воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей
дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных
особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть
дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и
распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления
образованием.
Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении – подзаконный
акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его
основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого
дошкольного учреждения.
Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ
высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она
провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным
субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на
нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм,
уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от
всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и
здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права
на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм
жестокого обращения.
Нарушение прав ребенка проявляется чаще
всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
Нарушением прав ребенка можно считать:
· Лишение свободы движения.
· Уход родителя из дома на
несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ
предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
· Применение физического
насилия к ребенку.
· Унижение достоинств ребенка
— грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке
озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение
самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
· Угрозы в адрес ребенка.
· Ложь и невыполнение
взрослыми своих обещаний.
· Отсутствие элементарной
заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
· Отсутствие нормального
питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет,
что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и
взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В
России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану
здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
обучающихся воспитанников».
Право ребенка на игру
«Игра — ведущая деятельность
дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности
ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо
игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью,
однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому,
чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация
прав ребенка.
Право ребенка на сохранение своей
индивидуальности
«Государства-участники Конвенции обязуются
уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер,
взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его
легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не
только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать
свою индивидуальность.
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право
ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение,
призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном
обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система
дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование
ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные
дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного
образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В
выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития
ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и
разнообразными