Положение по организации отдыха, релаксации и сна воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Северобайкальский
Центр развития ребенка - детский сад «Золотой ключик»»
(МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик»)

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МАДОУ «СЦРРДС «Золотой ключик»
(протокол от 20.012023 г. № 01)

УТВЕРЖДЕНО
Директором МАДОУ «СЦРРДС «Золотой ключик»
_________О.Г.Наполовой
Приказ № 24а от 24.01.2023 г.

Положение
по организации отдыха, релаксации и сна воспитанников муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения
«Северобайкальский Центр развития ребенка –
детский сад «Золотой ключик»
1. Общие положения
Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников (далее Порядок) в МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик» (далее - ДОУ) разработан в
соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (ст. 28); Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическим
требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»; Уставом ДОУ и другими нормативно-правовыми актами по
вопросам присмотра и ухода, социальной защиты прав и интересов детей.
Настоящий Порядок определяет условия организации отдыха релаксации и
сна воспитанников структурных подразделений, реализующих программы
дошкольного образования в ДОУ.
Сон — неотъемлемая часть режима дня ребѐнка. Организации дневного
отдыха, релаксации в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так
как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму
дошкольников очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для
деятельности во второй половине дня.
2. Основные задачи
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации
жизнедеятельности в дошкольной организации.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с
учетом их индивидуальных возможностей.
Совершенствование системы организации отдыха, релаксации и сна
воспитанников.
3.
Функции
3.1. Основными функциями по организации отдыха, релаксации и сна

воспитанников являются:
-организационно-методическая: планирование и проведение режимных
моментов, направленных на организацию отдыха, релаксации и сна;
-консультативная: консультирование родителей (законных представителей)
и педагогов по вопросам организации отдыха, релаксации и сна воспитанников;
-контрольная: организация контроля за реализацией мероприятий по
организации отдыха, релаксации и сна воспитанников.
Организация отдыха, релаксации и сна воспитанников
Организация отдыха, релаксации и сна воспитанников проводится в
соответствии с требованиями СанПиН:
-спальни оборудованы стационарными кроватями;
-при отсутствии спален по проекту дневной сон детей организован в групповых
комнатах на трансформируемых (выдвижных) трехуровневых кроватях;
-кровати имеют твердое ложе;
-расстановка кроватей обеспечивает свободный проход детей между ними;
-количество кроватей соответствует общему количеству детей, находящихся в
группе;
-каждое
спальное
место
обеспечивается
комплектом
постельных
принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным
бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и
для ног). Допускается использование одноразовых полотенец для лица, рук и
ног;
-количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для
лица и для ног) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека;
-постельные принадлежности (матрацы, подушки, спальные мешки)
проветриваются непосредственно в спальнях во время каждой генеральной
уборки, а также на специально отведенных для этого площадках хозяйственной
зоны. Постельные принадлежности подвергаются химической чистке или
дезинфекционной обработке один раз в год;
-в спальнях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или
двустороннего освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях
проводитсяво время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны
быть раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения;
-в спальнях проводится ежедневная влажная уборка с применением моющих
средств после ночного и дневного сна;
-смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но
не реже 1-го раза в 7 дней;
-спальные помещения не используются не по назначению в качестве групповых,
кабинетов для дополнительного образования и других);
-все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Проветривание через туалетные комнаты не допускается;
-длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха,
направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание
проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки
4.

или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение
температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях
спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В
холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну
детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до
подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых
окнах (избегая сквозняка);
-контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях
пребываниядетей
осуществляют с помощью
бытового термометра,
прикрепленного на внутренней стене.
Примерный режим дневного сна в ДОО
Продолжительность сна для детей до 5 лет составляет 2-2,5 часа, с 5 до 7 лет
- 1-1,5 часа.
При организации сна учитываются индивидуальные особенности ребенка, в
частности, его длительность.
Режим сна может быть скорректирован с учетом работы конкретной ДОО.
Примерный режим дневного сна для детей 2 - 3 лет: 12.30 - 15.00.
Постепенный подъем: 15.00- 15.15.
Примерный режим дневного сна для детей 3-4 лет 12.50-15.00.
Постепенный подъем: 15.00-15.15
Примерный режим дневного сна для детей 4-5 лет 13.00-15.00.
Постепенный подъем: 15.00-15.15.
Примерный режим дневного сна для детей 5-6 лет 13.10-15.00.
Постепенный подъем: 15.00-15.10.
Примерный режим дневного сна для детей 6-7 лет: 13.15-15.00.
Постепенный подъем: 15.00-15.10.
Работа с детьми перед сном: цели и методы:
- релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
-восстановление нормального состояния нервной системы;
-облегчение психоэмоциональной нагрузки;
-ускорение процесса засыпания за счѐт создания безопасной и комфортной
среды.
5.

Методическая организация подготовки детей ко сну.
Для достижения поставленных целей организатору дневного сна
необходимо:
-подготовить помещение для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный
воздух. Комната отдыха должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года
рекомендуется открывать окна на проветривание (при отсутствии сквозняков!) и
вовремя сна детей;
-определить перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
-проконтролировать готовность детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все
воспитанники сходили в туалет, умылись, помыли руки/ноги, а также
переоделись в удобную для сна одежду;
-создать подходящую для сна атмосферу спокойствия и расслабленности
6.

(соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10-15
минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса);
-провести комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия
детей;
-периодически организовывать беседы с детьми о важности дневного сна (этот
приѐм больше актуален для старших и подготовительных групп);
-сделать подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
Эти приѐмы могут использоваться в комплексе, но для малышей 2-4 лет,
которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других
нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда
(под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для
дошкольников 4-5 лет добавляем дыхательные упражнения. Они, кроме
благоприятного воздействия на органы дыхания, ещѐ и помогают выработать
правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста.
Проводится эта гимнастика через 20 минут после обеда. Дети старшего возраста
перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные
игры.
Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:
приглушѐнный свет; закрытые шторы или жалюзи; пастельные, спокойные тона
стен и потолков; свежий воздух.
Выделяются 3 ступени организации дневного сна:
-подготовка (15-20 минут). Самый длительный и ответственный этап. На первом
этапе дети играют в спокойные игры;
-релаксация (5-7 минут). Этот этап уместно проводить под спокойную музыку,
оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки
природы (шум леса, журчание ручья и пр.). Воспитатель медленно и спокойно
произносит текст (потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос
воспитателя, к которому они привыкли. Воспитатель подходит к каждому
ребенку и поглаживает его. Такое тактильное воздействие оказывает
дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект. Уложив и поправив
всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу,
расслабляется. Его состояние непременно передается детям;
-переход ко сну, сон (1-2,5 часа). На этом этапе выключается музыка, дети
затихаютв своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется
придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки
закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки».
В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и
контролирует правильность позы ребѐнка: на левом или правом боку; на животе
или поджав колени спать не рекомендуется, так как такое положение тела
затрудняет работу органов дыхания, кровообращение и негативно влияет на
опорно-двигательный аппарат. С теми детьми, которые категорически
отказываются спать, проводится беседа с целью убеждения лежать в кровати
спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
Необходимо охранять сон детей на всем его протяжении. По данным
физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные
фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется

более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная
смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая
длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна,
равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3
периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна
повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей
периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон
протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных
реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы
неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности
составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются
от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна,
наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить
пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что вовремя дневного сна у
многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в
третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после
укладывания.
Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и
правильный их подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение.
А если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не
сразу, тяжело и долго остается заторможенным, так как его физиологические
системы функционируют на низком уровне. Наблюдения показывают, что дети,
которых подняли с кровати после дневного сна, не дождавшись их
самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в двигательную
деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется, чтобы
ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5—10 мин спокойно полежал в
постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно
сказаться на состоянии организма. Таким образом, он подготовится к активной
деятельности.
Заключительные положения
Настоящий Порядок является локальным нормативным актом структурных
подразделений,
реализующих
программы
дошкольного
образования,
принимается на педагогическом совете ДОУ и утверждается приказом
руководителя.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
Порядок принимается на неопределенный срок и действует до принятия
нового.
После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.
7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 11.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30130) 2-49-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».