Дополнительный раздел Программы.
Краткая презентация ОП МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик».
Образовательная программа МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик» (далее —
Программа МАДОУ) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом
Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной
приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
Цель Программы:
разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных
ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
Задачи Программы:
обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы МАДО;
приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, создание условий для формирования
ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создать условия для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечить
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности;
обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования
Образовательная программа - программа дошкольного образования МАДОУ
«СЦРР-ДС «Золотой ключик» города Северобайкальск спроектирована составлена
в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного
образования,
особенностями
образовательного
учреждения,
региона
и
муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся и запросов
родителей (законных представителей).
Программа МАДОУ направлена на создание условий развития ребёнка с 2 до 7
лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами
деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие
ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Следует отметить, что в контингент обучающихся, охваченных дошкольным
МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик» входят дети с особыми образовательными
потребностями. Для них разработаны индивидуальные маршруты развития.
Программа МАДОУ включает четыре раздела: целевой, содержательный,
организационный и дополнительный, в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Программа МАДОУ включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация
основных сведений из Программы МАДОУ для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения
программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению
педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для
разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей
Содержательный раздел
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех
возрастных групп по пяти образовательным областям.
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Также в разделе описаны:
формы, способы, методы реализации программы;
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
способы поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
коррекционно-развивающая работа;
рабочая программа воспитания
Организационный раздел
В организационный раздел включены:
психолого-педагогические условия реализации Программы;
особенности организации развивающей предметнопространственной среды;
материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации Программы;
кадровое обеспечение;
режим и распорядок дня в возрастных группах;
календарный план воспитательной работы.
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 10.5-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной
рабочей неделе.
Работа по реализации Программы МАДОУ проводится в течение года и
делится на два периода:
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим,
который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и
бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При
организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая
принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные
рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. Режим
дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды,
учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности —
игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания
детей в МАДОУ, особенно в период адаптации.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является
компонентом основной образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик» и призвана помочь всем участникам
образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности.
Вариативная часть отражает развитие детей в физическом и социально коммуникативном направлениях.
Выбор данных направлений для части, формируемой участниками
образовательных отношений, соответствует потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива.
Программы:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ
№1028 от 25.11.2022г. Министерство просвещения Российской Федерации.
Парциальные программы: «Цветные ладошки» (И. А. Лыкова);
«Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова).
Специальные программы: Н.В. Нищева «Примерная адаптированная
образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее
недоразвитие речи) с 3 до 7 лет», изд.3, СПБ» Детсво-прнесс», 2015г.; Т.Б.
Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина Коррекция нарушений речи,
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением речи / -5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с. ; Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с
фонетикофонематическим недоразвитием», М., 1993 Нищева Н.В. «Система
коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием
речи», С-П., «Детство-пресс»,
Организационный раздел содержит описание
материально- технического обеспечения Программы, перечень художественной
литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства,
а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации предметнопространственнойсреды.
Педагогические технологии разработанные и утвержденные педагогическим
советом МАДОУ.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
МАДОУ
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
В МАДОУ «СЦРР-ДС «Золотой ключик» функционируют 11 возрастных
групп.
Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
Используется региональный компонент в образовательном процессе.
Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
Используется
модель
личностно-ориентированного
подхода
при
взаимодействии взрослого и ребенка.
Осуществляются дополнительные платные услуги.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников МАДОУ
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информировать родителей и общественность относительно целей МАДО,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач;
вовлекать родителей в образовательный процесс. В основу совместной
деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
Система взаимодействия с родителями включает:
ознакомление родителей с результатами работы МАДОУ на общих
родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни
ДОУ;
ознакомление родителей с содержанием работы МАДОУ, направленной на
физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы родительского комитета;
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах;
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и
открытых занятиях.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности
родителей
(способности
разрешать
разные
типы
социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни
детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг
друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а
полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной
деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском
саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном
воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам
сотрудничества,
способствующего
развитию
конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в городе (Республике, России);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
РоссийскойФедерации» (статья 13) в Программе отсутствует информация,
наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и
противоречащая Российскому законодательству.